7 февраля 2024 г. Проект Prognosticum провёл международный круглый стол посвящённый профессионализации работы с будущими.
Для чего проводилось это мероприятие?
В настоящее время мир находится в зоне турбулентности, характерной для перехода из одной эры в другую. Это также может быть названо фазовым кризисом или иным словом, суть от этого не меняется.
Для навигации столь бурных водах необходимо как профессиональное сообщество здесь и сейчас, так и значительное количество новых профессионалов для работы с будущими, вопрос подготовки которых пока остаётся открытым.
Будет неверным сказать, что в этом направлении ничего не делается, но есть ощущение, что эти усилия или локальны или находятся вне публичного поля.
Для того, чтобы внести свой вклад в решение вопроса и было проведено это международное мероприятие, основными целями которого были определение приоритетов и тех шагов, которые можно предпринять имеющимися ресурсам.
Программа Круглого стола
Вводное слово | А. Сорокин |
Обзор текущего положения дел. | А. Сорокин |
Технические задачи и типовые ошибки практического прогностика | С. Васильев |
Прогнозирование технологий | В. Вятчина |
Профессионализация работы с будущими. Обзор зарубежного опыта, определение круга задач. | А. Сорокин |
Супервизия профессионалов по работе с будущими. | Е. Полякова |
Базовая подготовка прогностиков: казалось бы, о банальном и тривиальном | Р. Шишкин |
Работа с нечеловеческим | С. Васильев |
Заключительное слово. Следующие шаги | А. Сорокин |
В ходе встречи были обсуждены, в том числе, следующие вопросы:
1. Кто сейчас работает с будущими:
a. С образами будущего страны работают самородки, преимущественно в формате genius forecasting или госцентры прогнозирования.
b. Относительно хороша ситуация с технологическим прогнозом (в основном патентный поиск и анализ активности инвесторов) и трендвотчингом. При этом качественно/профессионально им занимаются далеко не все, многие просто работает с готовыми трендами и отчётами, нередко подготовленными за рубежом.
2. Активно велась прогностическая работа в регионах, но результаты не публиковались за редкими исключениями. С образами локальных будущих работа также ведётся точечно и/или не публично.
3. Языки работы с будущими:
a. В англоязычной среде существует несколько вариантов языка в будущем.
b. В русскоязычной среде существуют несколько языков-арго групп, работающих с будущими, а также по несколько вариантов перевода англоязычных версий языка будущих.
4. Культура работы с будущими:
a. Работает в первую очередь имя организации или конкретного профессионала, потом оценка реального профессионализма.
b. Отсутствуют Главные центры долгих прогнозов (типа RAND) с открытым доступом к результатам / нет системного стратегического форсайта.
c. Нет заказчика на работу с будущими.
d. Нет культуры работы с форсайтом. Вместо стратегического форсайта нужны «гадалки и астрологи».
e. Колонизация будущих как следствие
f. Реализация Федерального закона “О стратегическом планировании в Российской Федерации” от 28.06.2014 N 172-ФЗ в части работы с прогнозированием пока не завершена.
g. Ситуация с подготовкой профессионалов в области работы с будущими аналогична более ранней ситуации с управлением проектами и со стратегическим управлением.
5. Отсутствует единая среда профессиональной работы с будущими, есть локальные объединения, они фрагментарны.
6. Отсутствуют требования к квалификации и отсутствуют профессиональные стандарты, нет понимания о минимальный ЗУН). Иначе говоря, в русскоязычной среде профессий, специализирующихся в области работы с будущими, не существует
7. Т.К. нет профессии, то нет мотивации обучаться работе с будущими у условно необходимо количества претендентов.
8. Обучением работе с будущими занимаются Социософт, ВШЭ, АСИ/НТИ, Сколково, Форсайт-Центры при ВУЗах, корпоративное обучение. Единых подходов нет. Системной работы на уровне хотя бы страны нет. Полностью отсутствует комплексная подготовка специалистов базового уровня (либо открытая информация об этом отсутствует).
9. Отсутствуют собственные модели форсайт-зрелости. Западные модели известны специалистам, если и применяются, то эта информация не публична.
10. Супервизия профессионалов в области работы с будущими:
a. Супервизия специалистов по работе с будущими представляет собой процесс адаптации искаженной картины реальности под воздействием проникновения в иное.
b. Гипотеза супервизии: прогностическая картина мира игнорируется, так как опыт (бытование) отвергает ее. Супервизия позволяет когнитивное искажение делать управляемым.
c. В супервизии специалистов по работе с будущими мы работаем с психическим состоянием, минимизируем психологический шок от встречи с иным, несуществующим в реальности, занимаемся тренировкой – привязываем искаженную картину в бытование, учим жить в том, чего нет, устанавливаем новую идентичность (кто я и где я), что остро необходимо при выходе за реальность. Идентификация нарушается, даже если человек не осознает этого.
d. Основной механизм супервизии – сверка с реальностью, проверка себя на нормальность. По процессу супервизия – встреча с самим собой в различных условиях, средах, мирах.
Решения по итогам круглого стола
По итогам встречи решили, что для развития профессионализации форсайта
и повышения авторитета области работы с будущими в целом на следующем этапе необходимо сделать, в том числе:
- На веб-ресурсе проекта собрать данные об организациях профессионально работающих с будущими.
- Там же собрать данные о возможностях для обучения работе с будущими на русском языке.
- Провести семинар (или серию мероприятий) посвящённых стратегическому форсайту работы с будущими.
- Разработать модель компетенций профессионалов в области работы с будущими, в перспективе модели форсайт зрелости.
- Отдельно проработать компетенции начинающего прогностика, сфокусироваться на обучении новичков/ Прогностическая среда будет помогать делать первые шаги и обмениваться опытом.